Уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Курской области
+7(4712) 70-15-34
+7-952-494-87-78
kursk.ombudsman@rkursk.ru
Уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Курской области
+7(4712) 70-15-34
+7-952-494-87-78
kursk.ombudsman@rkursk.ru

Что такое «регуляторная гильотина»?

28 февраля 2019

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, сообщил о новом проекте властей – «регуляторной гильотине». Что это за мера, для чего она необходима, когда заработает и будет ли полезна бизнесу, разбиралась Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры».

Со слов премьера, «регуляторная гильотина» необходима России для экономического рывка, а также для снижения нагрузки на предпринимателей. По плану властей государством будут инвентаризованы все действующие и обязательные для бизнеса требования.

Цель проверки – узнать, соответствуют ли требования к бизнесу современным реалиям. Если да, то нормы можно оставить, если же они устарели, то государство их отменит.

Новая попытка

Это не первая попытка правительства привести в порядок нормативно-правовые акты и законы в отношении предпринимательского сообщества, чтобы «нигде не жало, ничего не мешало, старое в утиль, новое на флаги и вперед к развитию экономики».

У многих коммерсантов, как занимающихся крупным бизнесом, так и «ходящих по земле», новые предложения правительства о модернизации требований почему-то вызывают не энтузиазм, а усталость. О необходимости изменений чиновники говорят почти два десятилетия. Бизнес привык к словам о важности снижения административной нагрузки, а также к тому, что после подобных заявлений ситуация меняется, но ненадолго или непринципиально.

С чего начать?

Правительство, стремясь совершить экономический рывок, считает необходимым снизить нагрузку на предпринимателей и пересмотреть сложившуюся систему требований. В первую очередь, по мнению премьера, сделать это необходимо в наиболее зарегулированных секторах, таких как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор. В чем заключается задача, на которой сфокусирован глава правительства?

По словам Дмитрия Медведева, в России действует свыше 9000 нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу, причем многие из них были созданы еще в СССР. Механизм «регуляторной гильотины» – это масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов, которые будут одобрены, изменены или утратят силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. К 1 февраля 2020 года правительство хочет завершить пересмотр всех требований с точки зрения современных реалий.

Один нюанс: чтобы механизм «регуляторной гильотины» сработал, он должен иметь сильную политическую поддержку на самом высоком правительственном уровне.

Исторический процесс

Сам метод «регуляторной гильотины» был разработан еще 15 лет назад международной консалтинговой компанией «Джейкобс, Кордова и Партнеры» (Jacobs, Cordova & Associates). Но и эксперты компании придумывали механизм, основываясь на удачном опыте, проведенном в 1980-е годы в Швеции и Южной Корее, эти государства раньше других прошли путь отсечения устаревших законодательных норм.

На сегодняшний день этот структурированный процесс с французским названием применили в своей практике уже более 100 стран, в том числе Хорватия, Великобритания, Мексика, Вьетнам, Египет и другие. Были заявления о внедрении «регуляторной гильотины» в Украине, Армении, успешнее всего она «заработала» в Казахстане.

Процедура отбора

Алгоритм работы «гильотины» выглядит так. Правительство формирует реестр всех регуляций и административных формальностей, прямо или косвенно влияющих на бизнес. На основе созданного списка создается база данных. Во многих странах само появление такого реестра – это уже прорыв и большое достижение, я полагаю, что Россия не будет особого рода исключением. Каждая норма или административная процедура оценивается на трех уровнях:

  • государственными служащими в министерствах,
  • представителями бизнеса,
  • оператором реформы, т. е. органом, который будет отвечать за реализацию «регуляторной гильотины».

Каждая норма или административная процедура должна будет пройти через простые фильтры. Для принятия решения о будущем закона аналитики дают ответы на следующие вопросы применительно к каждому закону: законен ли он, есть ли в нем необходимость, благоприятна ли норма для бизнеса, необходимы ли и обоснованы ли платежи и сборы, установленные этим законом.

После такой оценки норма или административная процедура распределяется в одну из трех категорий: сохранить, упростить или отменить.

Далее органы законодательной власти – Правительство, Государственная Дума и Совет Федераций предпримут необходимые шаги для устранения ненужных и упрощения запутанных нормативно-правовых актов.

Нормы и административные процедуры, которые в результате этой реформы «уцелеют», будут занесены в действующий реестр, в котором представители бизнеса и граждане страны смогут найти нужную информацию, загрузить необходимые формы и подать заявки на получение разрешений.

Напомню, что в России выход на конечную точку по «регуляторной гильотине» намечен на 1 февраля 2020 года, т. е. через год. В Южной Корее за 11 месяцев проанализировали свыше 11 000 актов, в Хорватии – около 1500 тысяч. В нашей стране, напомню, около 9000 актов, устанавливающих обязательные требования. Сколько из них удастся изучить и после изучения подсунуть под «гильотину» к намеченной дате?

Системная трансформация

Если все пройдет успешно, то, как обещают создатели этого механизма, издержки и риски ведения бизнеса будут значительно сокращены, что приведет к повышению конкурентоспособности, привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Готовить «дорожную карту» для работы «гильотины» на российской почве поручено аппарату правительства. Я надеюсь, что сотрудники аппарата будут способны преодолеть бюрократические трения и борьбу за полномочия, которые неизбежно возникнут на этапе «отсекай, упрощай и сохраняй». Иначе «гильотина» превратится в очередной эпизод, когда ни одно министерство не захочет «рубить» часть своих полномочий, даже если это будет однозначно выгодно гражданам, бизнесу и стране в целом.

Чиновники планируют новый подход к классификации актов. По словам министра экономического развития Максима Орешкина, если раньше в России отталкивались от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный, авторемонт и т. д. Если предприниматель захочет открыть бизнес, то он сможет увидеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также будет понятно, какие из них обязательные, а какие – рекомендательные. Такие требования, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, должны быть написаны понятным языком и удобны для предпринимателей.

Мне как юристу, который ежедневно решает проблемы предпринимателей и общается с коммерсантами, видится, что есть три вещи, которые беспокоят бизнес.

  • Первое – невозможность планировать свою деятельность на годы вперед (все в очередной раз и постоянно меняется).
  • Второе – сложно решать проблемы с чиновниками в рамках закона и рассчитывать на независимый суд.
  • Третье – это отсутствие в стране, в отличие от других государств, традиций уважать и защищать частную собственность.

Поможет ли «гильотина» в решении этих системных проблем? Я думаю, что на данном этапе – нет. Но если государство сделает прозрачными правила игры для бизнеса на законодательном уровне, избавив компании от «спама» устаревших требований и обязательств, это однозначно «разгрузит» коммерсантов. А любой большой путь по трансформации экономики, как мы все знаем, начинается с малых шагов. Пожелаем удачи властям в освоении французского механизма!

Источник: http://www.buhgalteria.ru/article/n170356

Заказать обратный звонок