Экс-уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Курской области
+7-952-494-87-78
+7-951-333-00-23
kroosp@mail.ru
Экс-уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Курской области
+7-952-494-87-78
+7-951-333-00-23
kroosp@mail.ru

Малый бизнес и большие нацпроекты

13 марта 2019

О том, что долю малого бизнеса в российской экономике нужно увеличивать, говорят много лет. И много лет доля не растет – все те же двадцать с небольшим процентов. Изменит ли ситуацию национальный проект по поддержке малых и средних предприятий?

Он, конечно, внесет свою лепту, но, если честно, не очень верится, что его инструменты поднимут долю МСП вдвое, до европейских 50-60%.

То, что объем финансовой поддержки МСП планируется значительно увеличить – это, конечно, хорошо. Кредиты по ставке не выше 8,5% на сумму 10 трлн. руб. – это существенно. Хотя надо понимать вот что.

Мы, пока готовили Дорожную карту по развитию несырьевых секторов экономики, изучали ситуацию с так называемой «экономикой простых вещей» или, иначе говоря, производством товаров народного потребления. Традиционно доля МСП в этом секторе очень велика. Так вот, данные Росстата показывают интересную картину.

Если присмотреться, то увидим, что даже если ставку кредита (в льготном варианте) понизить до 8,5%, то в большинстве производственных секторов рентабельности все равно не хватит, чтобы ее обслуживать. Не та у нас экономика сейчас, не те прибыли, чтобы 8,5% сильно соблазнили производственников.

Кстати, предыдущая льготная «Программа 6,5%» была, мягко говоря, не слишком успешной, мы изучали ее реализацию. Провели 35 контрольных закупок в 7 регионах, и всем обращениям получили отказ. В половине уполномоченных банков заявили, что лимит уже исчерпан, еще в нескольких – что знать ничего о программе не знают. А в оставшихся случаях мелкий заемщик не дотягивал до высоких требований банка. Посмотрим, что станет с новой массовой раздачей льготных кредитов. Но ясно, что льготную ставку стоило бы снижать гораздо радикальнее. У малого бизнеса функция не только и даже не столько экономическая, сколько социальная. Это рабочие места, это гибкость трудоустройства (в том числе и в зрелом возрасте), это стабильность в обществе. И задача нарастить долю МСП, которую все никак не удается выполнить, гораздо важнее, чем может показаться.

А почему я так сосредоточился именно на производственных малых компаниях? Ведь МСП – это и услуги, и торговля. Все дело в том, что у нас в России катастрофический провал именно в этой области. 95% участников сектора МСП – это индивидуальные предприниматели и самозанятые. Количество компаний – малых, а тем более средних – сокращается, вместе с численностью занятых на них работников, примерно на 6–7% в год.

Одними кредитами обстановку не изменишь. МСП не существует отдельно от остальной экономики, и для его развития нужно решать общие проблемы.

Одна из острейших – это избыточные требования контрольных органов. Регуляторная гильотина, о которой сейчас говорят, теоретически способна «обрубить» много лишнего, что получится на практике – посмотрим. Мы со своей стороны предлагаем дополнить подход созданием так называемых «гайдлайнов» — кратких руководств для отдельных отраслей. Свой гайдлайн для магазина, свой для ресторана, свой для производственного цеха, и так далее. И каждый представляет собой исчерпывающую инструкцию с набором контрольных требований от государства. Чтобы малому бизнесмену все было ясно, и проверки не превращались в игру на выживание.

Ну и, наконец, как ни облегчай административное регулирование, малый бизнес не может расти, если нет платежеспособного спроса на его продукцию и услуги. А доходы населения падают пятый год. Тут задача куда серьезнее, и решать ее нужно всеми нацпроектами сразу.

 

Источник: https://ludirosta.ru/post/malyy-biznes-i-bolshie-natsproekty_2017?fbclid=IwAR28t81Mbrd_kpnGDpA0ACcOeFYrIeYpMG2zll4z2oUhlXrKvEM7s-9VRs0

Заказать обратный звонок