Экс-уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Курской области
+7-952-494-87-78
+7-951-333-00-23
kroosp@mail.ru
Экс-уполномоченный по защите
прав предпринимателей
в Курской области
+7-952-494-87-78
+7-951-333-00-23
kroosp@mail.ru

Новый законопроект о госконтроле: свобода, да не та

21 августа 2019

Минэкомразвития подготовило проекты двух важнейших законов — «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» и «Об обязательных требованиях». Хороши ли они для административной реформы?

В них есть несколько опасных для бизнеса моментов. Ведь зачем, собственно говоря, затевалась та самая «регуляторная гильотина»? Для того, чтобы установить справедливые и понятные все правила игры между государством и предпринимателями. Но справедливой и понятной игры не бывает, когда одной из сторон можно кое-что, а другой – всё.

А в законопроекте Минэка контролерам даются такие права, каких до сих пор и не было. Точнее, их функции и полномочия не ограничиваются. Написано, что если закон определенные отношения не регулирует, чиновники должны действовать «исходя из принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных главой 2». В общем, пишите опять, контролеры, собственные правила, творите что хотите.

В законопроекте появилось примечательное словосочетание. Контрольно-надзорные органы, помимо всего прочего, наделяются правом блюсти «и иные охраняемые законом ценности». Однако нигде такой набор ценностей не определяется, о чем речь – не ясно. Снова свобода творчества.

Инспектор после проверки может выдать либо предписание об устранении, либо рекомендации по соблюдению обязательных требований. В каком случае что он должен выбрать – не конкретизируется.

В каких случаях проверка может быть признана недействительной? Нынешний закон №294-ФЗ содержит список оснований. А в новом законопроекте из него исчезли «требование документов, не относящихся к предмету проверки», «проведение проверки без распоряжения руководителя органа контроля». Говорим о снижении административного бремени – а по факту повышаем.

В ключевые показатели видов контроля не будут включать количество проверок, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. А «плановые нормы» по собранным штрафам устанавливать не запрещено. А ведь там, где план по штрафам, и все остальные планы быстренько подтянутся.

Очень важный, как я считаю, принцип — дела об административных правонарушениях нельзя возбуждать без проверки, согласованной с прокуратурой – в законопроекте не учтен.

Говорится, что убытки бизнеса от неправомерных действий контрольно-надзорного органа должны возмещаться. Но как возмещаться – тоже непонятно, механизм не прописан.

Если посмотрим на проект закона «Об обязательных требованиях», то заметим, что из перечня таких требований исчезли СанПины, ГОСТы, международные стандарты и т.д. Соответственно, новые принципы регулирования распространять на них не планируется. Так же, как и на НПА, принимаемые в развитие международных договоров, например, в рамках ЕвразЭС. А в них-то обычно и все проблемы.

Если между реестром обязательных требований и НПА обнаружились расхождения – предлагается отдавать преимущество НПА. То есть реестр фактически низводится до уровня справочной системы.

По-прежнему за одни и те же нарушение можно будет накладывать как уголовную, так и административную ответственность (например, либо ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», либо 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов»). Критерий выбора указан — «массовость несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований» — только неясно, опять же, в какую сторону при такой массовости надо склоняться, то ли в УК, то ли в КоАП.

 

Источник: https://ludirosta.ru/post/novyy-zakonoproekt-o-goskontrole-svoboda-da-ne-ta_3458?fbclid=IwAR1ZELrRBeS_gwJEkhPUTqbvO2TTNF4SsOY9EFxH7DK_4YMp9vd9bDY5mCM

Заказать обратный звонок