Приветствую Вас на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области!

 

Главная цель нашей структуры – помочь бизнесу решить те задачи, которые перед ним ставит не только президент и российское правительство, но и само время: повышение производительности труда в 1,5 раза к 2018 году, создание 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест.

Казарин
Владимир Павлович

Фото-альбом

Надзорные риски переоценят на местах

Реформа КНД распространяется на регионы и подступает к муниципалитетам.

Процесс передачи в регионы отдельных федеральных полномочий контрольно-надзорной деятельности (КНД) может начаться раньше, чем ожидалось. По итогам совещания 5 июля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил структурам «проектного офиса» Белого дома и Минэкономики расширение сейчас весьма успешной реформы КНД на регионы и муниципалитеты в том числе по этой схеме. Кроме того, дано поручение о «нулевом чтении» общего закона о КНД на лето 2017 года, а также поправок к КоАП, блокирующих самый популярный способ обхода ограничений в реформе КНД, который используется против бизнеса,— штрафы без формального проведения проверок.

Результаты селекторного совещания у Дмитрия Медведева 5 июля, посвященного ходу реформы КНД, оформлены в протокол, премьер-министр дал дополнительные письменные поручения ведомствам по развитию реформы КНД, в том числе в региональном аспекте. Совещание 5 июля было, видимо, одним из крупнейших совещаний в таком формате — в нем участвовало около 2 тыс. человек, включая руководство профильных министерств и ведомств, Генпрокуратуры, губернаторов и представителей предпринимательских объединений. В целом поручения премьер-министра по итогам показывают, что эффективность проектного подхода в рамках КНД очень высока. Несмотря на то что «региональный трек» в ней предусматривался исходно и министр по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов, старшее должностное лицо в Белом доме, отвечающее за реализацию реформы, уже на совещании отмечал «вовлеченность» регионов в реформу КНД как один из факторов ее успешности, еще весной 2017 года существовали разные мнения о том, возможно ли расширение региональной части реформы до середины 2018 года.

Согласно поручениям, процесс начат уже сейчас: до 15 сентября регионы должны передать в Минэкономики собственные предложения по делегированию им отдельных контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти. До 1 ноября ведомство Максима Орешкина, Минюст и Михаил Абызов должны их обобщить и представить предложения по расширению приоритетной программы реформы КНД в этой сфере на 2018 год. Напомним, сейчас проводятся только «пилоты» в этой сфере — в Москве и Московской, Калининградской, Тульской и Ярославской областях. До 1 сентября Минэкономики и ряд федеральных ведомств также должны разработать общую методику системы управления рисками и оценки эффективности КНД в региональных правительствах. Кроме того, реформа КНД также начинает планироваться и на муниципальном уровне — ранее об этом говорилось лишь как о возможной перспективе.

До 25 июля, согласно поручениям, будет организовано «нулевое чтение» в Госдуме ключевого законопроекта реформы КНД — законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», что увеличивает шансы на вступление в силу рамочного закона по новым принципам риск-ориентированной КНД с 2018 года. Передача регионам каких-либо полномочий (Михаил Абызов оговорил на совещании, что не все инициативы регионов по децентрализации КНД могут быть приняты — есть и строго экстерриториальные виды надзора) потребует актуализации законодательства — региональные идеи отмены избыточных нормативных требований будет консолидировать Минюст до 16 октября 2017 года.

Кроме того, по итогам совещания 5 июля дано еще одно важное поручение, которое к 2018 году может ограничить возможности ухода от принципов реформы КНД в вопросах проверки бизнеса. До 7 августа ведомства с участием Генпрокуратуры и бизнес-объединений должны сформулировать и внести в правительство поправки к Кодексу по административным правонарушениям (КоАП), ограничивающие возможность проверяющих органов штрафовать кого-либо или открывать административные расследования без проведения официальной проверки. Напомним, ее можно проводить лишь с санкции прокуратуры, нынешняя версия КоАП позволяет штрафовать бизнес без проверки (на совещании констатировалось, что этим часто пользуется полиция).

В тот же пакет поправок предполагается интегрировать принцип смягчения административной ответственности за совершение правонарушения, если оно произошло впервые и не повлекло за собой ущерба. Такая «гуманизация административного законодательства» очень актуальна в свете обсуждаемой (в том числе командой ЦСР под руководством Алексея Кудрина) либерализации уголовного законодательства в части хозяйственных преступлений: «миграция» давления на бизнес в сферу КоАП и штрафов в такой ситуации вполне вероятна, более рационально перемещение всех споров этого рода из сферы штрафов и уголовного права в систему гражданского права.

Опережение реформой КНД ожиданий подтверждается еще и тем, что она довольно быстро через формально-технические вопросы правоприменения вышла на темы, которые принято считать чисто политическими. Передача контрольных полномочий ФОИВ в регионы и муниципалитеты — вопрос, рассматривающийся регионами в том числе как реальное наполнение федеративных принципов устройства РФ и местного самоуправления, но политическое решение его обычно сталкивалось с рисками внутренней стабильности, тогда как в случае реформы КНД потенциальное напряжение между уровнями власти в рамках «проектного подхода» не реализуется.

Адрес: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д.24,

административное здание, 3 этаж, офис №1
Телефон/факс: 8 (4712) 70-15-34
                    8 952 494-87-78
E-mail: kursk.ombudsman@rkursk.ru