Приветствую Вас на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области!

 

Главная цель нашей структуры – помочь бизнесу решить те задачи, которые перед ним ставит не только президент и российское правительство, но и само время: повышение производительности труда в 1,5 раза к 2018 году, создание 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест.

Казарин
Владимир Павлович

Фото-альбом

«Малому бизнесу России давно и стабильно плохо»

В развитых странах малый бизнес создает около половины ВВП и является не только важной экономической компонентой, но гарантом социальной стабильности. Так как именно он формирует значительную часть среднего класса. В России малый бизнес традиционно занимает в экономике второстепенную роль, и каких-то значимых перспектив его развития пока не проглядывается. 

 

Что надо сделать, чтобы это произошло, личным взглядом с "ФедералПресс" поделился бизнес-омбудсмен при президенте России Борис Титов:
"В основе любого бизнеса лежат три составляющих - бизнес должен быть безопасным, удобным, прибыльным. В России проблемы со всеми компонентами, но если по первым двум государство еще что-то делает, то вот с прибыльностью бизнеса дела обстоят совсем плохо. Ухудшения последовательны и серьезно бьют по кошельку предпринимателей. Малому бизнесу России давно и стабильно плохо. Начиная примерно с 2013 года. Сначала из-за введения социальных страховых взносов с регистрации снялось пятьсот тысяч индивидуальных предпринимателей. Это были самые маленькие предприниматели, фактически самозанятые граждане. Затем последовали массовые расторжения договоров по нестационарным торговым объектам, введение массы новых обязательных платежей - самый известный - "Платон", затем рост кадастровой стоимости недвижимости и, как следствие, рост аренды и налога на имущество, введение налога на имущества для предпринимателей на "упрощенке" и т.д. и т.п. В довершение ввод онлайн-касс и круглогодичные проверки от 153 контрольно-надзорных ведомств.
Добавим к вышеперечисленному рост тарифов и удорожание кредитов и получим очень печальную картину. Государство само убивает позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране. На выходе мы получим рост теневого сектора. Все больше предпринимателей предпочитает уходить в тень, принимая все риски нелегального бизнеса, так как вести легальный по имеющимся правилам не остается никакой возможности.
В результате, Россия по объему теневой экономики занимает четвертое место в мире, чуть ли не половину зарплат платят в конвертах, а 15 миллионов наших граждан связаны с государством только наличием паспорта - они полностью в тени. При таком объеме теневого сектора строить стабильную эффективную экономику невозможно. Ведь под ударом находятся и те, кто остался в белом секторе. На них обрушивается еще больше проверок и штрафов, просто потому что так удобнее проверяющим - не надо никого искать, пришел, проверил, сделал план по штрафам.
Это огромная проблема, требующая незамедлительного комплексного решения.
Сейчас теневой сектор предпочитают не замечать ни контрольно-надзорные органы, ни налоговая инспекция, ни пенсионный фонд. "Гаражные" предприниматели - такие же граждане нашей страны, которые работают самостоятельно, но никак не оформляют свои отношения с государством - ни юридически, ни финансово. Хотя зачастую продукция и объемы производства таких "гаражных" предприятий довольно серьезные. Мы выяснили, что кустарным способом могут производиться электротехнические приборы для военной техники, в Челябинске вообще собрали танк. И никто бы не обратил внимание на этот сектор экономики, если бы его размеры не сравнивали уже с объемами "белой" экономики всей страны.
В рамках Стратегии Роста развитию малого бизнеса посвящен отдельный блок, который мы недавно актуализировали и сделали на его основе программу "МСП - выход из тени". Идея проста: сделать условия в "легальном поле" более выгодными, чем бизнес "в-черную". Новая система регулирования МСП должна быть максимально простой, удобной и выгодной, обеспечить малый бизнес доступными кредитами и инфраструктурой, а несоблюдение требований законов, напротив, сделать опасным и невыгодным.
Во-первых, максимально дерегулировать малый бизнес - провести нормальную реформу самозанятых, а не ту профанацию, что устроил из нее Минфин - перевести их на регистрацию в одном окне, ввести единый патентный платеж не больше 10 тысяч рублей, полностью запретить проверки и дать автоматическое снятие с регистрации. Все это для 50 и более профессий, а не для трех, как сейчас. Тут же ограничение оперативной деятельности МВД - запрет на изъятие документов без санкции прокурора и мораторий на проверки, кроме случаев угрожающих жизни граждан.
Во-вторых, обеспечить доступ к финансированию. Об этом Столыпинский клуб давно говорит. С одной стороны требуется изменить денежно-кредитную политику, с другой докапитализировать институты развития и систематизировать систему господдержки МСП.
В-третьих, обеспечить доступ к инфраструктуре и ввести компенсацию обязательных платежей. В-четвертых, освободить предпринимателей вышедших на свет от расплаты за "старые грехи". Они не должны привлекаться по экономическим статьям КОАП и статьям 171 (Незаконное предпринимательство) и 159 (Мошенничество) УК РФ. В-пятых, после (только после!) реализации этой программы значительно усилить наказания за нелегальную экономическую деятельность. Все это вполне может сработать если реформу поддержат местные власти. Для усиления их заинтересованности мы предлагаем оставлять в муниципалитетах три четверти от прироста налогов от МСП.
Любой вменяемый человек предпочитает находиться в легальном поле. Предприниматели - не исключение. На свету открывается масса новых возможностей. Так давайте создадим для малого бизнеса такую схему регулирования, что никто не будет бежать в тень".
РИА ФедералПресс
 

 

Адрес: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д.24,

административное здание, 3 этаж, офис №1
Телефон/факс: 8 (4712) 70-15-34
                    8 952 494-87-78
E-mail: kursk.ombudsman@rkursk.ru