Приветствую Вас на официальном сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области!

 

Главная цель нашей структуры – помочь бизнесу решить те задачи, которые перед ним ставит не только президент и российское правительство, но и само время: повышение производительности труда в 1,5 раза к 2018 году, создание 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест.

Казарин
Владимир Павлович

Фото-альбом

Выписка из Доклада о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области за 2015 год

В основе ежегодного доклада бизнес-омбудсмена – жалобы хозяйствующих субъектов, которые обращались за помощью. В нем содержатся конкретные примеры нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также предложены пути их решения.Совместная работа регионального омбудсмена и органов исполнительной и законодательной власти по вопросам развития предпринимательства, внесение коррективов в некоторые областные законы привели по отдельным направлениям к смягчению условий ведения бизнеса в Курской области.

 

Это касается прежде всего налоговой политики. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в 2014 году было указано на необходимость введения льгот для малого бизнеса, только начинающего свою деятельность.
Курская область активно включилась в данную работу, и в сентябре 2015 года были установлены налоговые каникулы для указанной категории предпринимателей.
Стоит отметить, что системные проблемы, которые были обозначены в ежегодных докладах о деятельности уполномоченного 2013, 2014 годов в большей степени решены. Сократилось количество проверок органами контроля и надзора, значительно уменьшилось количество жалоб по поводу исключения мест из схемы размещения нестационарных торговых объектов в г. Курске, частично урегулирован вопрос о предоставлении прудов, относящихся к федеральной собственности, в аренду предпринимателям.
Сегодня на территории Курской области в бизнесе занято порядка 40 тысяч хозяйствующих субъектов.
За последние три года в области количество вновь зарегистрированных предпринимателей превысило количество прекративших деятельность на 600 человек. Данная тенденция сохранилась в 2015 году (вновь зарегистрировано – 2242, прекратили деятельность – 1316).
Почти половина (45%) от общего количества работников всех организаций и учреждений Курской области заняты в малом и среднем бизнесе. В этой сфере создано свыше 10 тысяч новых рабочих мест. В структуре малого и среднего предпринимательства доля реального сектора экономики составляет третью часть.
Значительный вклад в развитие МСП вносят гарантийный фонд и фонд микрофинансирования. Их емкость превышает 270 млн. рублей. Результат деятельности гарантийного фонда – свыше 600 млн. рублей, привлеченных из банков малыми компаниями на развитие бизнеса.
По результатам исследования, проведенного Аналитическим центром МСП Банка, Курская область по итогам 2014-2015 годов вошла в 13 регионов-лидеров с оценкой качества условий развития малого и среднего бизнеса – «Очень высокое качество условий» (рейтинг «А»).
В целом изменилась и сама структура малого и среднего предпринимательства: значительно приросла доля реального сектора экономики (промышленность, стройиндустрия, перерабатывающие производства, сельское хозяйство), которая сейчас составляет третью часть.
Налажено взаимодействие с общественными организациями предпринимателей в Курской области. Благодаря такой работе многие проблемы предпринимательского сообщества удается решать посредством проведения совместных мероприятий как областного, так и межрегионального масштаба.
Главная цель доклада – привлечь внимание всех структур и органов государственной власти, местного самоуправления, общественности к выявленным проблемам бизнеса и выработать предложения по их решению.
За период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года в адрес регионального омбудсмена поступило 504 обращения (из них – 385 устных и 119 – письменных), 2 из которых поступили из аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Юрьевича Титова.
Одной из основных задач уполномоченного является рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности, их анализ и выработка предложений по их разрешению.
В 2015 году курским омбудсменом совместно с объединениями предпринимателей, общественным и экспертным советами проведен анализ обращений, поступивших в его адрес от субъектов предпринимательской деятельности, по итогам которого выявлен ряд системных проблем.
Таблица №2. Анализ жалоб предпринимателей на органы власти, поступивших в адрес регионального Уполномоченного 2013-2015 гг.
Таблица №2. Анализ жалоб предпринимателей на органы власти, поступивших в адрес регионального Уполномоченного 2013-2015 гг.
1. Установление в муниципальных образованиях необоснованно высоких ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 2 Закона Курской области 28.12.2007 № 137-ЗКО значения всех коэффициентов при определении ставки арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных вне границ города Курска, устанавливается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В то же время определением Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 16.09.2015 № 32-КГ15-12, ставки арендной платы не могут устанавливаться органами муниципальной власти произвольно, а должны определяться в соответствии с основными принципами определения арендной платы на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов и не должны превышать размер арендной платы за земельные участки, отнесенные к той же категории земель, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Курской области от 18.12.2008 г. №403-па «Об установлении значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, или государственная собственность на которые не разграничена» установлены значения коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков (Кви), находящихся в государственной собственности Курской области, или государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципальных образований, кроме города Курска в виде 2%.
В результате сравнения коэффициентов видов разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, или государственная собственность на которые не разграничена, с коэффициентами, установленными для земельных участков на территории муниципальных образований Курской области, было установлено, что коэффициенты в муниципальных образованиях значительно превышают значения областных коэффициентов.
Так, в отношении земельных участков с видом разрешенного (функционального) использования – «под объектами торговли» коэффициент Кви на территории Курского района установлен в размере 35%, Железногорского района – в размере 37,31%, Тимского района – в размере 19%, Глушковского района – в размере 27,73%, Льговского района – в размере 27,19%, Касторенского района – в размере 15,54%, Хомутовского района – в размере 9%, Октябрьского района – в размере 10%, Солнцевского района – в размере 14,53%, Советского района – в размере 19,99%, Беловского района – в размере 19,75%.
В отношении земельных участков с видом разрешенного (функционального) использования – «под объектами бытового обслуживания населения» коэффициент Кви на территории Черемисиновского района установлен в размере 30%, Щигровского района – в размере 78,31%, Курского района – в размере 30%, Железногорского района – в размере 2,31%, Тимского района – в размере 12,96%, Глушковского района – в размере 2,77%, Льговского района – в размере 14,2%, Касторенского района – в размере 3,07%, Хомутовского района – в размере 4%, Октябрьского района – в размере 10%, Советского района – в размере 3,97%, Беловского района – в размере 5,74%.
В отношении земельных участков с видом разрешенного (функционального) использования – «под административно-управленческими объектами, земельными участками предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования, земельные участки под юридическими и нотариальными конторами» коэффициент Кви на территории Черемисиновского района установлен в размере 50%, Беловского района – в размере 13,92 %, Курского района – в размере 65%, Железногорского района – в размере 32,72%, Глушковского района – в размере 5,67%, Льговского района – в размере 10,57%, Касторенского района – в размере 15,54%, Хомутовского района – в размере 5,5%, Советского района – в размере 28,92%, Дмитриевского района – в размере 9,42%.
2. Введение дополнительных ограничений Законом Курской области от 09.09.2015 №73-ЗКО для предприятий, осуществляющих реализацию алкогольной продукции (пива) на розлив.
Так, в адрес уполномоченного обратилась крупная пивная компания и ряд индивидуальных предпринимателей с жалобой на действие Закона Курской области от 09.09.2015 №73-ЗКО «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Курской области», который запрещает реализацию пива на розлив в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам, в отдельно стоящих зданиях, сооружениях, расположенных во дворах многоквартирных жилых домов.
Данный запрет на продажу, по нашему мнению, направлен не на ограничение условий реализации пива (в киосках, ларьках, магазинах), а на методы розлива при его бутылировании (на заводе или непосредственно перед его продажей), что само по себе никак не может повлиять на количество (увеличение, уменьшение) лиц его употребляющих. Вместе с тем это создает неравные условия для участников рынка – малых и крупных торговых предприятий.
Кроме того, по информации, представленной УМВД России по Курской области, какого-либо существенного увеличения правонарушений граждан в состоянии алкогольного опьянения, после принятия указанного закона, не произошло.
Указанная проблема доложена губернатору Курской области.
3. Увеличение нагрузки по страховым взносам для предпринимателей, занятых в сфере аптечного бизнеса.
К региональному уполномоченному обратились предприниматели, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами на основании лицензии и являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, по вопросу реализации Пенсионным фондом Российской Федерации предоставленных им льгот при уплате страховых взносов к отдельным группам работников: бухгалтеров, водителей, грузчиков, уборщиц и других работников, не имеющих сертификатов на занятие фармацевтической деятельностью.
Указанная выше проблема уже рассматривалась в 2013 году и получила свое разрешение в Арбитражном суде Курской области. В решении суд указал, что согласно нормам федерального законодательства в качестве страхователей и плательщиков страховых взносов выступают организации (предприниматели), а не физические лица, работающие в таких организациях на основании трудовых и гражданско-правовых договоров. Соответственно, предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и уплачивающий единый налог на вмененный доход, вправе применять пониженный тариф страховых взносов согласно п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ко всем своим работникам, независимо от занимаемой ими должности и наличия у работников сертификатов на занятие фармацевтической деятельностью.
Анализ судебной практики показал, что вплоть до 2015 года в аналогичных ситуациях Арбитражные суды РФ принимали схожие решения. Несмотря на это, ПФ РФ продолжил настаивать на своей позиции.
С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах…», согласно которым законодателем было установлено, что пониженные тарифы при уплате страховых взносов применяются только для работников, обладающих правом на занятие фармацевтической деятельностью (что само по себе противоречит ранее предоставленным льготам для данного вида деятельности).
В результате аптечная организация вынуждена уплачивать за каждого сотрудника, не обладающего правом на занятие фармацевтической деятельностью, страховые взносы по общеустановленным тарифам: на пенсионное накопление – 22% от заработной платы, во внебюджетные фонды соцстрахования – 2,9% от заработной платы и медстрахования – 5,1% от заработной платы. Общий размер отчислений достигает 30% от уровня зарплаты сотрудников. Стоит отметить, что предыдущая редакция Федерального закона №212 «О страховых взносах…» позволяла работодателю применять пониженный тариф при уплате страховых взносов в размере 20% от заработной платы ко всем работникам.
В настоящие время предприниматели с целью минимизации своих расходов могут пойти по пути создания различных «серых схем», отказавшись от оформления официальных трудовых договоров с работниками, не обладающими правом на занятие фармацевтической деятельностью.
Вступившие в законную силу изменения в федеральном законодательстве и направленные на повышение собираемости платежей во внебюджетные фонды могут привести к прямо противоположным результатам. В связи с чем региональным уполномоченным данная информация была доведена до Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
4. Нарушение прав предпринимателей, занятых в сфере транспортных перевозок, административными органами, организующими фотовидеофиксацию нарушений ПДД на дорогах.
К уполномоченному с жалобами обратились ряд индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере пассажирских перевозок по поводу нарушения их прав при осуществлении фотовидеофиксации средствами контроля на дорогах Курской области.
В настоящее время выявление нарушения правил дорожного движения водителями осуществляется, в том числе и средствами фотовидеофиксации. Различаться они могут как по модели, так и по диапазону считываемости, мобильности, видам нарушения и пр., но в основном они направлены на фиксацию нарушения скоростного режима.
При осуществлении контроля на дорогах Курской области, установкой и обслуживанием переносных камер занимается ООО «Светофор-Контроль», которое действует на основании государственного контракта от 25.01.2014 № 1-ФК, заключенного с ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области».
Указанная организация предупредительные знаки для участников дорожного движения об осуществлении фотовидеофиксации не устанавливает.
В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» данный вид контроля относится к оперативно-розыскной деятельности и может вестись негласно только оперативными подразделениями государственных органов.
Тем самым осуществляя контроль на дорогах без установки предупредительных знаков «Фотовидеофиксация», частная организация подменяет собой правоохранительные органы и нарушает права человека, гарантированные Конституцией РФ.
5. Незаконное удержание ОАО АКБ «Пробизнесбанк» денежных средств вкладчиков в период с 7 по 12 августа 2015 года.
В адрес уполномоченного поступили жалобы субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Курской области. Из содержания жалоб следует, что для безналичных расчетов с контрагентами хозяйствующими субъектами были открыты расчетные счета в ОАО АКБ «Пробизнесбанк».
Приказом Банка России 12.08.2015 у кредитной организации ОАО АКБ «Пробизнесбанк» была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Приказом Банка Российской Федерации от 07.08.2015 года № ОД-2028 с 07.08.2015 функции временной администрации по управлению банком ОАО АКБ «Пробизнесбанк» возложены на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Таким образом, уже с 07.08.2015 ОАО АКБ «Пробизнесбанк» не имел право осуществлять транзакции клиентов банка, тем более распоряжаться ими по своему усмотрению. Тем не менее за период с 07.08.2015г. по 12.08.2015г. ОАО АКБ «Пробизнесбанк» осуществил незаконное удержание денежных средств клиентов.
Курским омбудсменом было доложено Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титову о сложившейся ситуации.
В настоящее время идет согласование о создании совместной группы по анализу действий банка и изысканию возможностей урегулирования задолженностей.
6. Осуществление нелегальных перевозок легковыми и маршрутными такси.
В адрес Уполномоченного обратились предприниматели, работающие в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, с жалобами на нелегальную деятельность в этой сфере.
Так, на территории Черемисиновского района Курской области на сегодняшний день действует легально только один предприниматель – ИП Булавкин В.Е., который имеет соответствующее разрешение на осуществление данного вида деятельности, исправно уплачивает налоги и соблюдает все требования по безопасности использования автомобиля и прохождению предрейсового медицинского осмотра. Аналогичная ситуация складывается и в других районах Курской области (Кореневский, Черемисиновский, Обоянский районы, город Железногорск), где, по данным муниципальных образований, осуществляют свою деятельность около 59 нелегальных перевозчиков.
С целью легализации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Черемисиновского района в августе 2015 года в администрации района состоялось расширенное заседание Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Курской области. В работе заседания приняли участие глава Черемисиновского района М.Н. Игнатов, и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Курской области Е.Н. Гатилова, начальник ОГИБДД ОМВД по Черемисиновскому району Курской области, заместитель прокурора Черемисиновского района Курской области, директор областного казенного учреждения «Центр транспортных услуг» Ю.Д. Рогозов, глава администрации п. Черемисиново А.М. Хмелевской, врио начальника ОМВД России по Черемисиновскому району В.И. Щербинин, председатель Представительного собрания Черемисиновского района И.М. Заболотний и шесть «водителей-нелегалов».
По итогам заседания членами совета были выработаны рекомендации по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков в районе, которые были направлены в адрес всех заинтересованных структур.
Кроме того, для организации системной работы по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков региональным уполномоченным направлены соответствующие обращения в адрес руководителя Управления налоговой службы по Курской области и начальника Управления МВД России по Курской области.
Налоговыми органами Курской области в 2015 году были организованы и проведены контрольные мероприятия, направленные на выявление фактов ведения деятельности без государственной регистрации и постановки на учет в налоговых инспекциях по месту осуществления деятельности. В ходе проведения указанных мероприятий было выявлено 4 факта нарушения налогового законодательства. Лица, осуществляющие нелегальные перевозки пассажиров, привлечены к административной ответственности.
Также Управлением ФНС России по Курской области поручено территориальным налоговым органам Курской области проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов мероприятия по выявлению и привлечению к административной ответственности лиц, занимающихся незаконной детальностью в сфере оказания транспортных услуг.
Согласно ответу УМВД России по Курской области сотрудниками Управления ГИБДД УМВД России по Курской области совместно с представителями Управления государственного автодорожного надзора по Курской области, комитета промышленности, транспорта и связи Курской области осуществлялись выезды на территорию Черемисиновского района с целью проведения профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов осуществления незаконной деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Также неоднократно проводились рабочие встречи с главой администрации поселка Черемисиново и прокурором Черемисиновского района, по результатам которых принято решение об ограничении движения и стоянки транспортных средств по улицам, где согласно информации Булавкина Е.В. осуществляются нарушения действующего законодательства в сфере перевозок пассажиров.
7. Дублирование сведений в ежегодных отчетах об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представленных субъектами малого бизнеса и управляющими компаниями (в рамках Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В адрес регионального омбудсмена обратились хозяйствующие субъекты по вопросу законности действий прокуратуры Суджанского района при проведении ею проверки соблюдения субъектами малого и среднего предпринимательства экологического законодательства, в частности, о соблюдении ими порядка ежегодного представления отчетов об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.
Как выяснилось, прокуратурой Суджанского района ряд предпринимателей были привлечены к ответственности в виде штрафов за непредставление такого отчета до 15 января в Росприроднадзор.
Данная норма установлена приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».
Вместе с тем указанный сбор в 2009 году для субъектов малого и среднего предпринимательства был отменен, однако ежегодный отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов остался.
О необходимости внесения изменений в соответствующие законы доложено Уполномоченному при Президенте РФ Титову Б.Ю.
В 2015 году деятельность уполномоченного осуществлялась путем открытого диалога между представителями бизнеса и власти. Многие проблемы удалось решить благодаря совместной работе.
Однако для развития бизнеса необходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы как федеральной, так и региональной, которая регулируется с учетом специфики деятельности предпринимателей.
К сожалению, имеют место случаи, когда отдельные принимаемые на федеральном и региональном уровнях решения и нормативные правовые акты отрицательно отражаются на состоянии бизнеса и в значительной степени приводят к оттоку предпринимателей в теневой сектор.
Одной из основных задач органов государственной власти и местного самоуправления является снятие административных барьеров, организация эффективного взаимодействия с предпринимательским сообществом.
Как отметил в своем Послании В.В.Путин: «Нам нужно и дальше укреплять доверие между властью и бизнесом, улучшать деловой климат в стране…».
Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей Курской области совместно с общественными объединениями предпринимателей будет продолжать совместную системную работу по улучшению условий ведения бизнеса в Курской области.

Источник: Газета "Курская правда"
 

 

Адрес: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д.24,

административное здание, 3 этаж, офис №1
Телефон/факс: 8 (4712) 70-15-34
                    8 952 494-87-78
E-mail: kursk.ombudsman@rkursk.ru